Особенно интересным представляется изображение медведя. Месяц медведя начинал фазу после весеннего равноденствия. Связь периода медведя с солнечной фазой послужила причиной выбора его в качестве символа солнца.
Наряду с животными, духами была наделена вся окружающая природа коми. Так, предметом поклонения древних коми были также и деревья. По археологическим раскопкам и этнографическим материалам был восста-новлен древний костюм коми-зырян. Обнаружены остатки меховой и шерстяной мужской и женской одежды. Здесь показательно осмысление символики при изготовлении одежды как покрова защиты человека и, одновременно символического образа пути-дороги. Особый интерес представляют поясные накладки в одежде охотника из металла, кожи в виде символов животных. Мотив медведя или человеческой личины наиболее часто отражены в народном творчестве коми-мастеров на сумках, поясах, вязаных предметах одежды. Эти графические символы указывали на родовую принадлежность, являясь оберегами, фетишами, табу.
В V-III тысячелетиях до н.э. (бронзовый и ранний железный век) здесь уже существовали постоянные поселения, в употребление входит керамика, медно-бронзовые орудия. На поселениях I тысячелетия до нашей эры найдены культовые постройки и комплексы, появились святилища.
К XI веку коми уже сформировались как народ, они известны в русских летописях под названием «пермь», европейские источники также упоминают могущественную страну Биармию, которая предположительно соотносится с этим регионом. |